|
Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист,
мастер репродукционной гравюры; он также создавал исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма.
Доу писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо.
В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I.
Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца.
Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет.
За это время самим художником или совместно с его русскими учениками В.А. Голике (умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи было выполнено 333 портрета.
Осенью 1820 г. в Академии художеств была устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был избран почетным членом петербургской Академии художеств.
Выставка принесла мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты.
Художник успевал писать всех.
Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер.
Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался.
В Петербурге Доу неутомимо работал, по многу часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.
Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская.
Сначала приехали из Англии граверы - зять Доу, Томас Райт, и младший брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений Джорджа Доу.
Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали все изображенные и дарили близким,покупали их родные, сослуживцы и даже учреждения, учебные заведения.
В 1822 г. в мастерской Доу появились помощники - Александр Поляков и Василий Голике (Вильгельм) .
Несмотря на то, что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны.
Предполагают, что некоторые из них написаны не самим Доу, а кем-то из его помощников.
В 1828 г. Доу получил звание первого портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул Петербург.
К этому времени Доу состоял членом петербургской и лондонской Академий художеств, Доу был избран в парижскую, мюнхенскую, венскую, флорентийскую,дрезденскую и стокгольмскую Академии.
В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург написал портрет великого князя Константина Павловича и закончил несколько портретов для Военной галереи.
Здоровье заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.
После смерти Доу его зять Томас Райт приехал в Россию по делам наследства художника и закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина Павловича.
Современников поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью.
|